Сибирские бомжи-артисты выходят на сцену
В Новосибирской области бездомные готовят спектакль ко Дню защитника Отечества по рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека»
У них, конечно, нет актерского образования. У них вообще много чего нет - дома, родственников, профессии… Но театр у них есть, и здесь он начался не с вешалки, а с приходом нового психолога - Светланы Павловой.
Она работает в региональном центре социальной реабилитации для людей без определенного места жительства уже третий год. Вместе с ней мы приехали в удаленный от Новосибирска интернат в поселке Зеленый Мыс. Корпус стоит между плотным сосновым бором и крутым обрывом к реке. Словно под природным панцирем живут сто с лишним человек - бывшие скитальцы, обитатели улиц, помоек, и те, кто вернулся в никуда из мест не столь отдаленных...
Двухэтажный корпус в селе Зеленый Мыс.Фото: Влад КОМЯКОВtrue_kpru
ЖИЗНЬ КАК ФАРТУК
Еще по пути в реабилитационный центр спрашиваю Светлану:
- Как вы морально справляетесь? Знаете же, что половина из этих людей с криминальным прошлым.
- Прошлого стараюсь не замечать. Оно ведь у каждого есть, но мы его не ворошим. Своим подопечным я говорю, что их жизнь как фартук - сейчас мы его постирали, и теперь главное - не замараться, следить за ним и не разрешать другим его заляпать, - отвечает психолог.
Жилой двухэтажный корпус. На первом этаже поместились колясочники и лежачие больные, на втором - те, кто передвигается самостоятельно. Жильцы одеты по-больничному - пижамы, треники, цветные халаты. Обстановка напоминает общежитие, но не старое, обшарпанное, а ухоженное - как при хорошем университете. В холле аквариум с рыбками, телевизор, живой уголок с белками-дегу.
Светлана Павлова - психолог, она же режиссер.Фото: Влад КОМЯКОВtrue_kpru
Жильцы, конечно, не студенты… В основном люди старшего поколения, по глазам, походке, осанке заметно - пережили в жизни немало.
Светлана берет большую клетчатую сумку, в ней реквизит и костюмы, медицинские сестры собирают актеров на репетицию в актовый зал. В кабинет заглядывает один из участников труппы.
- Леша, иди в комнату переоденься в костюм для репетиции, - подает артисту штаны и фуфайку психолог и повторяет эту же фразу один раз, второй, третий, пока Леша не поймет, что нужно сделать. Все четыре раза интонация одна и та же - заботливо-вежливая. Светлана умеет не раздражаться.
Перед началом репетиции разминка хора. Все участники действия, а их около 15 человек, поют «Катюшу». Получается какофония, но режиссер доволен - даже брови не хмурит. Говорит, есть к чему стремиться.
Захар играет в спектакле и читает стихи.Фото: Влад КОМЯКОВtrue_kpru
СМЕНА РОЛЕЙ
Театр появился здесь не случайно. Сначала были выезды в «Глобус» и Театр музкомедии. Зрителям, видевшим раньше только изнанку жизни, показали совершенно другую неведомую сторону. Вместе с театром появились новые эмоции: сопереживание, восторг, смущение. Все это захотелось примерить на себя. Директор Владимир Тарасенко одобрил, психолог поддержал.
- Есть такой психотерапевтический метод - имаготерапия, это воспроизведение клиентом разных ситуаций с лечебной, корректирующей целью. Мы просто перенесли этот метод на сцену. Роли подбираю исходя из клинико-психологических особенностей. Истерическим личностям - подходят сдержанные и рассудительные образы, человек с нарушенной речью играет серьезных, несловоохотливых персонажей. Философские роли отдаю участнику с потерей памяти, частично, кстати, она начала восстанавливаться, - рассказывает Светлана.
В центре адаптации повесть «Судьба человека» сократилась до четырех сцен: разговор в лагере военнопленных; Андрей Соколов избегает расстрела; гибель семьи; встреча с мальчиком, будущим приемным сыном. Спектакль длится от силы минут двадцать, но, если учесть, кто играет в спектакле, становится понятно: работа проделана колоссальная.
В труппе бывшие алкоголики, рецидивисты, люди, пережившие инсульт. Есть бывший боксер с черепно-мозговой травмой, по выходным он смотрит телепередачу про больных детей и шлет СМС - перечисляет деньги с пенсии. 75-летняя пенсионерка сидела в тюрьме, и не раз, последние 15 лет живет в центре реабилитации, кормит кошек, для которых директор во дворе сделал теплый домик. Светлана просит не называть имен подопечных с привязкой к прошлой жизни.
На сцену актеры выходят с радостью. Отыгрывают роли по полной. Захар - играет роль центрального персонажа, Андрея, - в конце смахивает настоящую слезу. Олег, переживший инсульт, свои слова проговаривает медленно - по слогам, но все ждут, никто не торопит и не перебивает. Другой актер - Миша выучил роль на немецком языке.
Театр дает набор новых эмоций для жизни.Фото: Влад КОМЯКОВtrue_kpru
ПОСЛЕ ПОКЛОНА
Реабилитационный театр уже поставил на сцене притчу «В больничной палате», сказку «Любовь бурого камня». «Судьбу человека» готовят ко Дню защитника Отечества. В прошлый раз сказку презентовали в Бердске во время Декады инвалидов. Публика чужая, момент был волнительный. Рассказывает актер Захар:
- Если я плохо сыграю, скажут: «Посмешище!» - даже никто не хлопнет. А надо так сыграть, чтобы всем понравилось. Там много людей приехало, я зубы стиснул, мускулы напряг, и вперед - на сцену. Такая наша доля - вперед идти.
- В каком бы спектакле вы хотели еще сыграть? Может, есть любимая книга… - спрашиваю у Захара, а он смотрит на меня так, будто я его подловить хочу.
- Я много читаю. К примеру, у Шолохова любимый роман «Тихий Дон».
Игорь, услышав наш разговор, начинает рассказывать, кого бы он хотел сыграть:
- Сейчас я играю пленника, а хотел бы еще какого-нибудь успешного персонажа сыграть - стражника или хоть Кота в сапогах, даже Бабу-ягу могу сыграть.
Для местных кошек в центре реабилитации построили зимний домик.Фото: Влад КОМЯКОВtrue_kpru
Театральная труппа растет: раньше это был узкий кружок - 5 человек, сейчас их уже 15, появляются новые желающие. Бывалые актеры ласково говорят про инициативного режиссера: «Нас Светлана Юрьевна припутала», то есть вовлекла в процесс. И добавляют, что театр - дело хлопотное. Но отказываться от этих хлопот никто не думает.
- Ситуации, которые наши актеры проигрывают на сцене, позже становятся поведенческими стереотипами. Перед началом работы мы проговариваем, какие чувства испытывают персонажи, почему они поступают так или иначе, можем даже переделать концовку печальной истории. Работаем на прививание милосердия и эмоциональной устойчивости, - говорит Светлана.
Перед отъездом задаю Светлане вопрос, который, наверное, многие хотели бы задать:
- А вам приходят в голову такие мысли: «Зачем с ними работать, тянуть их, они же сами во всем виноваты?»?
- Как эти люди стали бомжами? От кого-то родители отказались, потом в детском доме плохая компания, потом тюрьма. После нее идти некуда: комнату либо подписал кому-то, либо в карты проиграл. Остается одно - улица. Может быть и другой вариант: жил как все, заболел, стал инвалидом, начал выпивать, семья от человека отказалась. Может, и виноваты, но каждый из нас имеет право на ошибку. Вы имеете право? А почему они не имеют? - встречный вопрос задает Светлана.
Сцена из спектакля «Судьба человека».Фото: Влад КОМЯКОВtrue_kpru
КОНКРЕТНО
В Новосибирской области служба реабилитации для людей без определенного места жительства состоит из нескольких подразделений. Есть отделение срочной помощи, где нуждающимся помогают восстановить документы, подбирают теплую одежду, находят работу. В доме ночного пребывания бомжи находятся с 17 до 8 часов утра, а некоторые остаются и на дневное пребывание. В Зеленом Мысе находится стационарное отделение - сюда попадают люди с инвалидностью, те, кто сам не может себя обслуживать, пенсионеры по старости без родственников, которые готовы за ними ухаживать.
Бомжи из «Областного комплексного центра социальной адаптации граждан» готовят спектакль к 23 февраля.Влад КОМЯКОВ
Ссылка на статью: http://www.nsk.kp.ru/daily/26645.7/3664297/