Тайга.инфо начинает серию публикаций, посвященных жизни глухих в Новосибирске, созданных в рамках медиаэкспедиции образовательного проекта Silamedia.
Официальной статистики ГИБДД по автоавариям с участием глухих нет, при этом инспекция не ведет и никакого специального учета водителей с нарушениями слуха. Всего полвека назад в России глухим запрещали садиться за руль.
В конце 1960-х Всероссийское общество глухих обратилось в Минздрав и ГАИ с предложением эксперимента, чтобы узнать, как такие водители ведут себя на дороге. Исследования продолжались пять лет, в них участвовали 2 тыс. человек. Выяснилось, что глухие водители даже более ответственны, чем слышащие.
С 1975 года людям с нарушением слуха разрешили управлять леговым авто- и мототранспортом. Сегодня они имеют право водить автобусы и троллейбусы. Глухие спокойно работают водителями такси — благо, технологии, применяемые, например, в Uber, вполне это позволяют. Недавно в России вступили в силу поправки к правилам дорожного движения, по которым глухим следует иметь на заднем стекле желтый круг с тремя черными точками. За невыполнение — штраф 500 рублей. Ранее клеить спецзнак было не обязательно.
Автошкола с сурдопереводом
Теоретически глухой человек, желающий получить права, может отучиться в обычной автошколе и на общих основаниях сдать экзамен. Никаких ограничений или послаблений в этом плане законодательство не предусматривает. Более того, по закону все автошколы должны быть оснащены оборудованием для обучения людей с ограниченными возможностями, том числе и слабослышащих. Реальность же такова, что сейчас подобной инфраструктуры в автошколах нет. Проходить подготовку наравне с обычными слушателями неслышащему курсанту сложно, да и общаться с инспектором при сдаче экзамена без переводчика проблематично. А специализированные автошколы для людей с нарушениями слуха — явление очень редкое. Одно такое учреждение работает в Новосибирске — единственное на всю Сибирь. Здесь обучают вождению не только слабослышащих, но и людей с другими физическими ограничениями.
«Во время занятий вся информация для слабослышащих дублируется на экране бегущей строкой, — рассказал директор новосибирского областного Центра социальной адаптации граждан, в структуре которого работает спецавтошкола, Владимир Тарасенко. — Программа обучения и по содержанию, и по количеству часов ничем не отличается от стандартной».
Спрос на специализированную автоподготовку есть: на ближайшие курсы записалось почти девяносто человек с ограниченными возможностями, а мест — всего шестьдесят пять. Это при том, что распространяется информация о школе преимущественно при помощи «сарафанного радио» — от знакомых к знакомым. Обучают таких водителей здесь с начала нулевых. И, по словам Владимира Тарасенко, через школу прошли уже не семьи, а целые поколения.
Обучение в обычной автошколе для курсанта заканчивается выдачей сертификата. Но новосибирский Центр помогает организовать и сдачу экзаменов: это единственное в городе место, где есть и специализированные автомобили, и подготовленный для работы со слабослышащими персонал, и, естественно, переводчик жестового языка.
Отдать долг
С переводчиком автошколе повезло — удалось найти человека, который живо откликнулся на предложение поучаствовать в проекте. Николай Казаков — слышащий, но родился в семье глухих. С родителями с детства общается на жестовом языке, рос в этой среде и для нее он — свой.
«У таких людей своя жизнь, — рассказал собеседник Тайги.инфо. — Ведь мы мыслим так, как говорим. От речи многое зависит. В жестовом языке даже порядок слов другой. Психология совершенно другая. Я же вырос в этой среде. И вот предложили, спросили: „Интересно?“ А мне не просто интересно. Я многим обязан своим родителям, имею два высших образования: педагогическое и юридическое. Сразу согласился, мне определенный долг хочется отдать матери и отцу, тем людям, которые
По словам Казакова, у многих слабослышащих обостряются другие чувства: зрение, осязание и даже интуиция. На дороге это важно.
В планах Центра социальной адаптации — не ограничиваться обучением вождению и создать на базе автошколы что-то вроде клуба по интересам. «Многие же сюда приходят, чтобы не получить права, а пообщаться, самореализоваться, — считает Владимир Тарасенко. — У нас есть идея создать клуб автолюбителей при школе, где слабослышащие смогут общаться друг с другом». Центр планирует привлечь психолога, который будет работать со слабослышащими, создавать группы по интересам, организовывать их досуг.
«НЕ СМОЖЕТ ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК ДО КОНЦА ПОНИМАТЬ СЛАБОСЛЫШАЩЕГО, ТЕМ БОЛЕЕ, НАУЧИТЬ ЕГО ВОДИТЬ. ОБЪЯСНЯТЬ НАДО БЫСТРО, И Я ЗНАЮ КАК»
Сейчас курсанты с ограниченными возможностями могут получить на базе Центра только права категории B — на легковой автомобиль. Между тем среди них востребованы права и на мотоцикл, и на мопеды — в перспективе глухие студенты смогут выучиться здесь и на права А, А1 и М.
Люди за рулем
Елена Четыркина, неслышащая: «Я очень люблю водить машину. Механику, между прочим. За рулем на механике себя чувствую превосходно, и мне очень нравится ею управлять, чувствовать, как она меня слушается. Многие, особенно мужчины, если они ездят на автомате, удивляются, что я езжу на механике. Если мне доводилось кого-то подвезти, то это происходило так: мой пассажир сначала садился ко мне с опаской, а потом постепенно расслаблялся. Если честно, мне очень приятно слышать положительное мнение о себе как водителе.
Однажды мне удалось побыть водителем в Бельгии. Нас было больше десяти человек, мы взяли три автомобиля напрокат на несколько дней. И я была за рулем одной из машин. Я справилась, хотя поначалу мне было очень страшно. А мои пассажиры иногда дремали в машине во время езды — значит, они мне доверяли. Один знакомый как-то выразил свой восторг от того, как я езжу, и сказал мне, что он хотел бы водить машину, но не решается пойти получить права, так как у него одно ухо не слышит. Я в ответ на это пошутила: “А у меня оба уха!” И после этого он сразу записался на автокурсы».
Даниил Иванов, чемпион мира по греко-римской борьбе, слабослышащий: «Машину вожу. Права получал со всеми на равных. Есть определенная категория людей, которые не могут говорить и не слышат. Для них набирают отдельные группы. А поскольку я просто плохо слышу, но с аппаратом понимаю обычную речь, учился в обычной группе. Пассажиры бывают разные: кто-то опасается ездить, кто-то не доверяет, кто-то нормально относится. Проблемы со слухом на вождение никак не влияют — за рулем чувствую себя уверенно».
Ирина Гущина, директор по коммуникациям Uber в России и СНГ: «Мы предоставляем равные возможности для всех водителей, независимо от пола, национальности, вероисповедания и других персональных характеристик. Если человек имеет право на управление легковым автомобилем, отвечает требованиям по возрасту, стажу, располагает подходящим для сотрудничества автомобилем, успешно прошел проверку документов и все внутренние тесты, мы активируем его в системе. Люди с ограниченными физическими возможностями работают с нами по всему миру, в том числе и в России.
Для слабослышащих или глухих платформа Uber предоставляет дружественный интерфейс: водителю достаточно один раз при начале работы отметить в приложении, что у него есть проблемы со слухом, и система сразу применит специальные алгоритмы. К примеру, поступление заказа будет сопровождаться ярким миганием вспышки на устройстве.
В Новосибирске с нами работают десятки слабослышащих водителей. О том, что это удобно говорит и тот факт, что слабослышащие водители, уже подключенные к платформе Uber, часто приводят своих друзей с такими же особенностями в Обучающий центр, помогая им начать сотрудничество с нами. В наших планах — создание обучающих видеоматериалов для водителей, имеющих проблемы со слухом, чтобы сделать процесс подключения максимально комфортным».
Текст: Сергей Антонов
Фото: Сергей Антонов, Марина Замятина, Ольга Черникова, Антон Кутлубаев
Ссылка на публикацию: http://tayga.info/134123